Есть книга Паскаля Брюкнера "Горькая луна" и есть фильм Романа Полански "Горькая луна".

Сначала я прочла книгу, и она мне не понравилась. Потом посмотрела фильм, и он мне понравился. Так бывает крайне редко, но это тот самый случай.
Те, у кого фильм вызывает отвращение и неприязнь, по-видимому, не читали книгу. В фильме нет и половины той грязи, извращённости и больной откровенности, которую Брюкнер тонко и безжалостно выливает на читателя. Книга жёстче, тем и интереснее, конечно. Но тошнотворных моментов предостаточно. Признаться, я с трудом представляла, как это можно экранизировать - порнографическая драма о людях с изломанной психикой. Жанр на большого любителя. Слишком много физиологии, которая описана в пышных выражениях сельского поэта. Я бы привела здесь примеры, но они безобразно откровенны, так что воздержусь Можно свалить вину на переводчика, но мне думается, что имеет место перевод-калька. Не всегда оправданный и удачный способ перевода, но если переводчик начал бы фантазировать и выдумывать синонимы и эвфемизмы, было бы намного хуже. Сам Полански сказал о романе так: "Эта книга осмелилась дойти до крайности в изображении любовной коллизии. Перед нами не просто история - но анатомия страсти". Да уж, Брюкнер очень ловко препарировал отношения двух извращенцев.
Полански - далеко не лёгкий режиссёр, но фильм не напрягает и не гнетёт. Во-первых, чрезвычайно удачно подобраны актёры. Книжный Оскар (Франц) вызывает антипатию практически с первых страниц. Он упорно твердит о любви, которая потом сошла на нет, однако как раз любовью с его стороны там и не пахнет. Дальнейшее развитие событий ещё больше отталкивает от него. А вот Питер Койот сумел сделать своего героя даже обаятельным. Эммануэль Сенье восхитительна - именно так себе Ребекку и представляла (почему в фильме ей дали невообразимо идиотское имя Мими?). Меня раздражает Хью Грант, но в роли лоха он очень убедителен. Остальные тоже на своих местах. Во-вторых, музыкальное сопровождение. Помимо популярных хитов звучит музыка Вангелиса. Она органично вписывается в повествование, не отвлекая и не перетягивая внимание на себя. Но не скажу, что в фильме есть какие-то особенно красивые сексуальные сцены, видали и получше.
С другой стороны, в фильме отсутствует очень многое, что делает книгу такой неоднозначной. Нет описания всех извращений, которым предавались герои и всех рассуждений Оскара-Франца (порой они граничили с бредом сумасшедшего). Свои болезненные наклонности он называет "утончёнными наслаждениями, непостижимыми для грубых чувств". Период издевательств над Мими показан очень мягко, я бы сказала. В книге всё прямо-таки отвратительно. Сюжетная линия Найджела и его жены вообще сведена к минимуму. Ну и конец у Брюкнера весьма безрадостен для всех. Однако в этом большой плюс - нет ничего лишнего. И без того длинный фильм (два часа с хвостиком) не имело смысла перегружать ненужными подробностями. В общем-то, заложенная идея и так прозрачна. И книга, и фильм - не о любви, а о животной страсти, выдаваемой за любовь. Разрушающей, губящей, смертельной. О нежелании отпустить и неумении уходить. Об одержимости. О ненависти и изощрённой мести.
Рекомендовать не буду